События нескольких последних месяцев в истории нынешней Украины с уверенностью можно назвать самыми значимыми после получения независимости. Сразу Майдан, потом референдум в Крыму и отделение полуострова, а теперь война на востоке страны.
События, происходящие сейчас в Донецкой и Луганской областях иначе, чем войной назвать нельзя, и это серьезно изменило мировоззрение каждого украинца, в независимости от того, является ли он ультраправым националистом, ополченцем или пенсионером, которому бы еще немного пожить спокойной и беззаботной жизнью.
Все эти события не обошли стороной и небольшой город Прилуки в Черниговской области. Хотя город и считается проблемным, жизнь в нем проходит довольно тихо и спокойно, оно и не странно, ведь если не учитывать довольно современную центральную часть города, его можно было бы принять за поселок.
В 90-х годах Прилуки считались одним из самых криминальных городов Украины. Рэкет, нападения на прохожих посреди дня, ограбления, жестокие убийства – все это могло стать «черной визитной карточкой» города, однако эту проблему удалось преодолеть.
В городе довольно много молодежи, но, как и в большинстве подобных городов страны, она пассивная, и скорее не она делает жизнь, а жизнь делает её. События, начавшиеся еще в конце прошлого года в столице Украины, оживили и Прилуки.
И тут пришло эхо Майдана…
Люди начали собираться на еженедельное вече на главной площади города, обсуждать вопросы, действительно волнующие жителей города, а не депутатов горсовета. Резко возросло националистическое движение, активизировались местные активисты националистической партии «Свобода», их начала поддерживать молодежь из других местных спортивных и общественных организаций.
В порыве майдановской страсти и вознесения национального духа снесли неугодивший памятник Ленину, смотрела на это немалая толпа, все так ликовали и радовались, но радость их была фальшивой и это не странно, ведь они не знали, чему радовались, чего хотели.
На месте «падшего Ленина» планировали установить мемориал жертвам Майдана, однако все было красиво только на словах – сейчас посреди недавно обновленной главной площади стоит разбитый пьедестал, часть которого разобрали по камешкам подростки и пенсионеры. Каждый, кто брал этот камешек хотел доказать, что он часть общества, что его волнует общественная жизнь, однако цели у школьников и пенсионеров были разные – одни хотели оставить себе символ новой истории, другие же пытались сохранить хоть камешек утерянной эпохи.
Страсти постепенно утихли, и город вернулся к нормальной жизни, горожане забыли про еженедельное вече – жизнь опять стала максимально пассивной, скучной и бессмысленной.
Молодежь и дальше продолжала убивать себя алкоголем и наркотиками, а пенсионеры седели на лавочках и жалели об упущенной молодости и возможностях. Как дань моде и времени были предприняты попытки создать местную самооборону, обустроить блокпосты на въездах в город, но все с самого начала выглядело несерьезно и смешно, попытки, естественно, провалились.
Референдум на Востоке
Следующим событием, которое по-настоящему взволновало жителей страны, и небольшого города Прилуки в частности, был референдум в Луганской и Донецкой областях. Быстро сформированные и хорошо вооруженные организации, называвшие себя сразу местной самообороной, а позже ополчением, легко свергли государственную власть в регионе.
Почувствовав сопротивление, украинская власть объявила о начале антитеррористической операции (АТО) – освобождению территории Луганской и Донецкой областей от ополченцев. Восстановление армии продолжалось, продолжалась и мобилизация, которая не обошла стороной и Прилуки – немало добровольцев изъявили желание отдать долг Отечеству, некоторые уже повторно.
Добровольцев с радостью принимали, но когда через некоторое время в город пришли несколько гробов с востока страны, рябят, которые находились в этих гробах, в военкомате и знать не хотели, мол, никто никуда их не отправлял, их вообще тут никто не принимал.
Головы большинства молодых людей остыли, никто не хотел идти на возможную гибель без подготовки, в кроссовках и без бронежилета. Количество патриотов в городе резко увеличилось, но когда дело доходило до повесток, районный военкомат набирал людей практически принудительно.
По официальным данным города и района в армию было набрано несколько сотен человек, и это немного сплотило жителей города – они начали собирать гуманитарную помощь для жителей района АТО, организовали сбор денег для армии, стали переживать за жизни своих земляков. Никакой инициативы народа в этом не было, просто исполнение того, чего от них требовала власть, о чем постоянно трубили СМИ.
Большинство людей как оставались, так остаются в неведении, они привыкли получать готовые выводы, им не нужен анализ, ведь для него нужно прилагать усилия. Сложно разговаривать о политике с теми, которые не знают разницы между понятиями русский, россиянин и украинец, укладывают Вторую мировую войну в рамки Великой Отечественной, даже не подозревая, что боевые действия проходили не только на территории Советского Союза и восточной Европы, и у которых виновником всех современных бед страны был Янукович, а теперь Путин.
Народ начал паниковать, а СМИ только разжигали страсти, сообщая нам о все более невероятных вещах, уже невозможно было отличить ложь от правды, бред от здравого смысла. Возможно в больших городах население менее восприимчивое, занятое собственными проблемами и меньше обращает внимание на общенациональные проблемы, но тут, в Прилуках, городе увядающем и застойном, люди сами себе надоели, балуют себя мыслью о том, что значимы для общих целей, и обманываются тем, что имеют собственное мнение.
Паника стала заметна, когда АТО на востоке страны перешла в активную фазу, с обеих сторон начали гибнуть сотни человек, появились жертвы среди мирного населения. Тогда люди начали массово скупать продукты и средства первой необходимости, в частности соль с прилавков прилукских магазинов пропала за несколько дней, а там, где еще оставалась, цена на нее была в трижды выше обычного, цены на спички и муку увеличились примерно в два раза.
По непонятным причинам люди сами загоняли себя в ловушку, но прекратилось все так же резко, как и началось – всё в очередной раз вернулось к относительно нормальной жизни, и это очередное доказательство тому, что живут тут лишь сейчас, не думая о будущем.
В Прилуки, как и в другие города, начали приезжать беженцы с юго-востока страны, некоторые временно к родственникам и знакомым, а некоторые в поисках нового приюта для жизни. Сложно отличить этих людей на улице, но в общении с ними невольно чувствуешь неловкость и боль – они так завидуют нашему городу, нашим улицам, нашей жизни, которые не наполнены взрывами, стрельбой, кровью и слезами.
Это мы, никогда не слышавшие звуков разрывающихся снарядов, постоянного воя сирен, не видевших на улицах десятки трупов ни в чем неповинных людей можем спокойно об этом говорить, давать советы и толкать умные речи, но нужно помнить, что все относительно, все временно и в любой миг ситуация может обернуться противоположностью. Нужно помнить, что беспричастность губительна, особенно, когда все делают за нас.